«Однажды в Америке» это эпическая криминальная кинолента, сочетающая элементы драмы и гангстерской саги. Над постановкой картины работал режиссёр Серджио Леоне. Ему удалось создать не просто жанровое кино, а многослойную историю, в основе которой — темы дружбы, предательства, любви и человеческих воспоминаний. Повествование сосредоточено на жизни группы друзей-гангстеров. История разворачивается на фоне эволюции Нью-Йорка в первой половине XX века.
Повествование охватывает несколько десятилетий, рассказывая о взлётах и падениях группы еврейских гангстеров. Кино построено нелинейно. Зритель наблюдает переплетение прошлого, настоящего и будущего. Кадры, показывающие детство в бедных кварталах, взросление героев и их преступную деятельность, последствия этого выбора, переплетаются, создавая эффект мозаики. Центральный конфликт строится вокруг предательства, с которым главный герой Дэвид «Нудлс» Ааронсон (Роберт Де Ниро) сталкивается спустя годы. Это заставляет зрителя размышлять о природе дружбы, вины и искупления.
Картина участвовала в таких престижных церемониях, как «Сатурн», «Золотой глобус», «Британская академия». Она была номинирована в нескольких категориях, включая «Лучший режиссёр», «Лучшая работа оператора». А награду кино получило в номинациях «Лучшие костюмы», «Лучший саундтрек». Картина привлекает звёздным актёрским составом. Помимо неподражаемого Роберта Де Ниро, в ней приняли участие Джеймс Вудс (друг главного героя Макс), Элизабет МакГоверн, воплотившая образ Деборы — возлюбленной Нудлса.
На момент выхода картина была оценена неоднозначно. Основной причиной критики стало вмешательство американских студий, которые сократили хронометраж до 139 минут, нарушив структуру повествования. Позднее, после выхода полной версии (229 минут), кинолента была признана шедевром. Сегодня «Однажды в Америке» входит в перечень «Величайшие фильмы в истории кино» — особенно за операторскую работу Тонино Делли Колли и сценарную глубину.
«Однажды в Америке» — это не просто история о жизни преступников. Это размышление о памяти, которая искажает события, о людях, которых мы теряем, и о том, как наши поступки формируют будущее. Центральный вопрос картины: можно ли получить искупление, если прошлое невозможно изменить? Финал оставляет зрителя в состоянии размышления: было ли всё происходящее реальностью или плодом воображения Нудлса, пытающегося убежать от своей вины?
Серджио Леоне работал над проектом более 10 лет, что сделало его самым амбициозным произведением режиссёра. Это его последняя постановка. «Однажды в Америке» — мощное высказывание о человеческой природе, времени и цене успеха. Картину необходимо увидеть, чтобы оценить не только как гангстерскую драму, но и как глубокое философское произведение.